Осень 2018: Крефельд-Дюссельдорф-Кёльн

Ближе к осени опять потянуло в германскую глубинку, тем более, что можно было удачно совместить приятное с полезным: были запланированы встречи с Йорном Яншаком (Tidal Audio) и Роландом Шнайдером (Ballfinger). Земля Северный Рейн-Вестфалия отличается высокой плотностью заселения, поэтому поездки из Крефельда в Дюссельдорф и из Дюссельдорфа в Кёльн на местных пригородных поездах занимают не более получаса. По московским меркам – спуститься с третьего этажа на первый по лестнице. Особых новинок в этом году я не заметил, участники, практически, все те же. Тем не менее, пара контактов заслуживает отдельного, более подробного описания. С них, пожалуй, и начну.
 


 

День первый. Посетил экспозицию AVID Hi-Fi. Сразу обратил внимание на новую акустику и колоссальных размеров блок питания для очень эффектного Acutus’a. Мне, представляющему интересы компании Brinkmann Audio в РФ, вроде не с руки хвалить конкурентов, вроде не с руки хвалить конкурентов, но если противник действительно достойный, было бы лукавством не упомянуть его.

Изначально ознакомительное прослушивание растянулось на целый час, благодаря обаянию и профессионализму основателя компании Конрада Маса, который лично демонстрировал выставочный сетап.

Так как выставка проводится Ассоциацией аналогового аудио, основные источники на всех стендах – аналоговые. Меня совершенно покорила высказанная Конрадом мысль о том, что цифровое аудио, начиная с CD, пришло не на смену винилу, а на смену компакт-кассете. После чего он убедительно продемонстрировал преимущества звучания винила, последовательно изменяя конфигурацию системы:

  • ПК (MP3) –  ЦАП  – интегральный усилитель – АС
  • ПК (Hi-Res Audio) – ЦАП – интегральный усилитель – АС
  • Acutus со стандартным блоком питания — интегральный усилитель – АС
  • Acutus c топовым блоком питания – интегральный усилитель – АС
  • Acutus c топовым блоком питания — фонокорректор – усилитель мощности – АС

 
Явные положительные изменения звука в лучшую сторону на каждом этапе были слышны даже малоискушенным и слабослышащим. По завершении демонстрации мне удалось побеседовать с Конрадом ещё минут двадцать. Он рассказал мне о новом «народном» проигрывателе, а также о МС звукоснимателе, разработанном компанией  AVID «с нуля».


 
Вторая интересная встреча произошла в самой дальней комнате выставочного пространства. Откровенно говоря, зашел туда случайно, тщетно пытаясь увести самого себя подальше от манящих стендов продавцов винила. Прямо на входе — пара столов, на которых стояли классические Revox B77 и Thorens TD-124. Больше ничего знакомого. Но звук заставил войти и сесть. Через некоторое время пришло понимание, что ради знакомства с одним только этим сетапом стоило приехать в Крефельд.

Не меньше часа я с огромным удовольствием слушал винил и записи на плёнке, после чего пообщался с хозяином комнаты Дирком Тиммерманном. Собственно, его акустика выставлялась и на прошлой выставке, но тогда была довольно дорогая модель с ВЧ в алюминиевом рупоре и отдельной секцией с активным басом, плюс выставлялось это на совместном стенде. Как-то прошло мимо меня.

В это раз всё было иначе. Итак, состав системы – закрытые АС классических пропорций (сундук, поставленный на «попа»), три полосы на классических Scan Speak, два стерео-усилителя собственной разработки, профессиональный предусилитель с фонокорректором Roger Schult German Audio Lab, аналоговый кроссовер с блоком рум-коррекции, студийная кабельная обвязка без золота и прочего и, наконец,  уже упомянутые В-77 и TD-124. Ничего экстраординарного, но все эти компоненты вместе создавали бесподобный звуковой образ.  От натуральности звучания и осязаемости образов порой становилось не по себе. Абсолютный эффект присутствия — именно то, к чему все стремятся, но увы, мало кому удаётся этого достичь.


 

 
Ну вот, теперь можно пройтись по остальным стендам.

На этой выставке всегда присутствуют несколько компаний, серьёзно занимающихся восстановлением винтажных аппаратов. Этот год не стал исключением. Система включала в себя замечательные мониторы Tannoy HPD315A, стереоресивер Marantz 2385, деку Nakamichi 1000, бобинный магнитофон Technics SU-1500 и проигрыватель винила Garrard Zero 100. Звук, естественно, той эпохи, со всеми, присущими ему плюсами и минусами. Разница при смене источников заметна, но каждый хорош по-своему, и нельзя сказать, что после винила и R2R слушать компакт-кассету невозможно. Возможно, и при том с не меньшим удовольствием. Ещё один момент – акустика. С точки зрения современных достижений в области High-End аудио, колонки, расположенные таким образом, играть не будут вообще. Собственно, большинство современных и не играют, а тут… Естественно, при более комфортной расстановке, можно было добиться и большего, но, когда создавались эти модели, уверен, аббревиатуру «КДП» можно было встретить разве что в произведениях Азимова или Кларка, поэтому требуемый уровень техника обязана была демонстрировать даже в самых неблагоприятных условиях. Что она продолжает делать и по сей день.


 
Довольно интересный как по звуку, так и по дизайну комплект от Merrill Audio в компании проигрывателя Kuzma. Очень комфортное звучание довольно спорных по конструкции АС. Элементы корпуса усилителей в цвете розовый металлик не оставят равнодушными сердца представительниц лучшей половины человечества.


 
Отличные впечатления произвел стенд АТС. Ровное, сбалансированное звучание и отличная проработка всего диапазона даже на низких уровнях громкости. В качестве аналогового источника выступал проигрыватель юбилейной серии компании Atr — ATR Celebration 40, с фонокорректором Pro-Ject TubeBox DS27. Впрочем, не нужно быть Н. Пинкертоном, чтобы увидеть в проигрывателе слегка загримированный Xtension 10.


 
На стенд Sperling/Silberstatic/Valvet я заглянул, чтобы поинтересоваться универсальным устройством для настройки звукоснимателей – Sperling PDM-1. Весьма внушительная коробка нарочито армейского дизайна всего за 1800 евро, плюс тестовый диск.

Затем решил подтвердить неизменность своей позиции относительно лозунга «Планары/электростаты – вершина творения!», который периодически поднимается очередным подросшим поколением аудиофилов, открывающих для себя что-то «новое». Реально окончательно, на всю жизнь.

Увы, Silberstatic тоже не стали откровением. Всё, вроде бы, на месте, но звук очень напоминает боксерский поединок, в котором вместо перчаток – надутые воздушные шары. Вместо Tutti!!! – тутточки. Остался при своём убеждении, что самым значительным событием в моём общении с планарами после Quad 57 было знакомство с CLS от Martin Logan. Много компромиссов и ограничений, но то, что им под силу, они делают неплохо. Всё остальное – более или менее масштабные вариации на эту тему. Забава, которая довольно быстро приедается. Valvet, кстати, с каждым годом становится всё более похожим на промышленное изделие. Работают над собой. Похвально.


 
Ещё электростаты. Здесь поиски продолжаются в других направлениях. Mal Valve в прошлом году выставляла эти АС в качестве прототипа. В этом году они приобрели уже более законченные очертания, но «вспомогательные устройства», которые должны заставлять эти АС работать, по-прежнему вызывают оторопь.


 
Соседи AVID по залу, компания Fink Team, показала очень неплохие АС Borg. Провала СЧ, который, по идее, неизбежен в такой конфигурации – АМТ + классический 11-ти дюймовый НЧ динамик — выявить не удалось. Но, видно пришлось чем-то пожертвовать – нижние НЧ скорее подразумевались, чем присутствовали, хотя размер АС довольно приличный. Может виноват современный Marantz, которому даже Isotek не в помощь?


 
Заскочил на огонёк к старому знакомому. Томас Шик в этом году представил очень симпатичный проигрыватель с тремя тонармами. Два из них – классика собственного производства, а вот третий тонарм, да и вся система вращения – просто сюрприз. Кому придёт в голову отыскать и реанимировать экзотику от Sony, именуемую PS-Q7? Вот что можно сделать из простой сноповязалки, была бы воля.

Его коллеги по комнате в этом году меня несколько разочаровали. Прошлогодние АС от Horn Kultur были воплощение изящества и сбалансированного, хотя и очень камерного звучания. В этом году ни колористика изделия, ни попытка добиться любви между рупором a-la Zinghali и Accuton’овским мидбасом ни к чему хорошему не привели. Впрочем, это моё субъективное мнение.


 
Всё-таки наше «ВСЁ» — это проигрыватели винила. Кто только и из чего только их не делает. Я не стану приводить в качестве примера творения Хайнца Лихтенеггера, он – настоящий бизнесмен от мира аудио. Один из немногих. Конкуренцию по количеству моделей и цветовой гамме ему может составить разве что модельный ряд смартфонов Samsung.
Нордические парни, воспитанные на легенде о Нибелунгах, пошли дальше. Они смотрят в будущее. Приобретая проигрыватели Brobo, вы избавите своих близких от головной боли по поводу надгробья для безвременно (или вовремя) усопшего аудиофила. Просто добавьте имя и даты жизни. Данный момент может стать серьёзным аргументом при обсуждении целесообразности приобретения данного изделия на семейном совете. Тем не менее, нужно отдать должное авторам: сработано на века — главное достоинство мемориальных объектов.


 

 
Собственно о выставке в Крефельде 2018-го года – всё. Стоит упомянуть только, что количество продавцов винила в этом году увеличилось процентов на 40. Совсем убитого нет, дешёвые пластинки могут быть и немытыми и не перепакованными, но таких – минимум. Всё остальное, от 10 до 1000 у.е. можно брать смело. Запиленных и царапанных нет. Вымыто и уложено в свежий конверт.
 


 

В этом году посткрефельдовская программа оказалась более разнообразной, что и планировалось. Сначала в Дюссельдорф, к Роланду Шнайдеру, который рискнул с нуля начать производство бобинных магнитофонов, а потом в Кёльн, чтобы по достоинству оценить новый демзал Tidal Audio.

Итак, Ballfinger. Занимательная история становления. Роланд – аудиофил и фанатик Hi-Fi со стажем. Недюжинные способности, чувство прекрасного и одержимость идеями Bauhaus сподвигли его на производство дизайнерских настольных ламп. И всё бы хорошо, но требуемое качество производства на просторах Европы обеспечивалось за счёт чудовищной себестоимости, а автору оставалось довольствоваться «причастностью к процессу». Попытки найти понимание в Поднебесной столкнулись с вполне естественным «зачем это нужно». Лампа – она светить должна. А отверстия в полированном металле мы ручной дрелью оформим. Ну и что, что не совсем ровно? Светит ведь?


 
Далее были часы, которые, впрочем, производятся и сейчас. Красивые, на мой вкус. Оригинальный принцип застёжки и интеграция круглого механизма в квадратный корпус. Изящно. Но вступить в этот клуб, то есть продвинуть свою продукцию на мировой рынок часов, задача по-сложнее, чем разведенному тунеядцу вступить в КПСС году в 1970. Постоянно попадавшиеся на глаза изделия Revox, Atelier Braun и т.п. в конце концов навели Роланда на дерзкую мысль вернуть человечеству магнитофон.


 
И вот результат. Классический бобинный магнитофон студийного толка. Две дорожки, три скорости – 9.5/19/38. Несколько версий – запись/воспроизведение, только воспроизведение, только кинематика – для американского рынка, в основном, где любят пользоваться собственными предварительными усилителями/корректорами. Из традиционных деталей — только головки, которые до сих пор производят в Бельгии в рамках глобальной поддержки продукции Studer/Revox. Всё остальное — с нуля. Самое главное — это абсолютно уникальные решения в конструкции ЛПМ.

Оптические датчики, микросхемы, двигатели постоянного тока. То, что продемонстрировал мне Роланд – завораживает. У меня немаленькая коллекция магнитофонов, но ни один из них не имеет такой безупречной кинематики. Никаких компромиссов, ничего по остаточному принципу. Жесткое литое алюминиевое шасси, литая передняя панель, на которой крепятся элементы ЛПМ. Идеальная слаженность работы механизмов и высочайшая прецизионность. Никаких провисаний плёнки и рывков. Абсолютно бесшумная работа электромоторов.


 
Полный восторг. Работа Роланда сразу привлекла внимание студий звукозаписи и сошедших с дистанции метров магнитофонного дела. Естественно, что на нынешнем этапе основную часть покупателей составляют аудиофилы из ЮВА.


 
Но это только начало. Сейчас, параллельно с полностью ручной сборкой магнитофонов, Роланд завершает работу над проигрывателем винила, в котором оригинально совмещены достоинства классического и тангенциального тонармов.
Появление промышленного образца запланировано на Мюнхен 2019. Будем ждать. Роланду – успехов в его нелёгком деле.
 


 

Финал-апофеоз.

Хёрт (Кёльнские Мытищи) – штаб-квартира Tidal Audio.

Завершенный демзал. Два года ожиданий.

Комнат прослушивания две, одна старая, на втором этаже , примерно 35 метров, используется теперь для демонстрации «бюджетной» линейки, выходящей под брендом Vimberg, вторая – новая на первом этаже: 70 метров, акустическая обработка стен и потолка. Тщательно подобранный минимум мебели. Доведённое до ума энергоснабжение.


 
Система в составе: пара флагманов La Assoluta, пара Akira, топовые моноблоки Assoluta, референсный предварительный усилитель Presencio и ЦАП/стример Camira, кабельная обвязка Tidal Audio Assoluta Line. Кабели производятся по заказу маленькой германской компанией Refine Audio. Принцип – полый циллиндрический проводник из серебра. Вопрос с аналоговым источником пока открыт, но я веду в этом направлении активную работу.


 
Звучание системы ошеломило. Какой там Мюнхен, там и половины не было того, что я услышал здесь. И это при том, что я довольно агрессивно равнодушен к цифровому звуку во всех его проявлениях. Даже обычные треки со стримингового сервиса Tidal звучали превосходно (но, конечно, не так, как это звучало бы в аналоге). Может оно и к лучшему, слишком сильные эмоции могут привести к нервному расстройству.

 

Производство теперь перенесено в отдельное помещение, оно же является складом готовой продукции и комплектующих. Производство корпусов находится в другом месте, Йорн приобрёл фабрику и оснастил её самым современным оборудованием для металло- и деревообработки. Финишная отделка (покрытие многослойным рояльным лаком) осуществляется ещё одним подразделением, находящемся в родном городе Йорна – Лейпциге. Для него также было закуплено лучшее оборудование для проведения лако-красочных работ. В Хёрте осуществляется изготовление кроссоверов, подбор динамиков, подгонка установочных отверстий, тестирование и упаковка акустики.


 
Нынешняя складская программа позволяет довольно быстро получить акустику младших моделей – Piano, Contriva, Vimberg. Более дорогие модели изготавливаются исключительно по индивидуальному заказу. Впрочем, некоторые топовые модели тоже бывают в наличии в классическом чёрном рояльном лаке.

Практически половина текущих заказов – это Vimberg. Это вполне понятно – качество изготовления и уровень звучания акустики не оставляет сомнения в том, что это продукция Tidal, а цена, по нынешним меркам, очень лояльная. При этом, Йорн не пошел ни на какие компромиссы – всё производится в Германии из самых лучших и проверенных компонентов — Accuton, Mundorf, Duelund, Argento. Даже изящные металлические опоры АС не штамповарные, а выточены из массивных алюминиевых заготовок. Всё на высшем уровне.


 
Вот, пожалуй, и всё.
С наилучшими пожеланиями.

 

Михаил Саморуков

 

29.11.2018 | Категория: Статьи

Задать вопрос
Задайте вопрос